Джордж Мюллер: как явить Бога

Джордж Мюллер был коренным немцем (пруссом). Он родился 27 сентября 1805 г. в Кроппенштадте и прожил почти все XIX столетие. Он умер 10 марта 1898 г. в возрасте 92 лет. Он видел великое пробуждение 1859 года, которое, по его словам, «привело к обращению сотни тысяч людей». Он унаследовал труд Д. Л. Муди, проповедовал Чарльзу Сперджену и вдохновлял Хадсона Тейлора в миссионерской вере.

Большую часть своей жизни он провел в Бристоле (Англия) и более 66 лет был пастором одной церкви – Независимой, премиллениалистской, кальвинистско-баптисткой церкви, которая еженедельно праздновала Вечерю Господню и приводила к членству еще не крещеных людей. Если это звучит необычно, то так оно и было. Он был абсолютно нестандартным человеком, и не только в церкви, но и практически во всех сферах жизни. Но его эксцентричность всегда отличалась великодушием и была направлена на благо других людей. A. T. Пирсон, написавший его биографию, которую зять Мюллера издал как автобиографию, так выразил эту благожелательную эксцентричность: «Вырабатывание великих и щедрых дел во имя Господа».

В 1834 г. (когда ему было 28 лет) он основал Институт Библейских знаний, так как не питал иллюзии относительно постмиллениализма, либерализма и мирских стратегий управления миссионерскими организациями (такими как брать деньги в долг):

«Вы должны кому-то деньги? Тогда исповедуйтесь в этом грехе. Искренно исповедуйтесь Господу, что вы согрешили против Римлянам 13:8. И если вы полны решимости не оставаться больше в долгах, каковы бы ни были результаты этого решения, и если вы ожидаете от Господа, полностью уповая на Него, то ваши нынешние долги вскоре будут оплачены. Вы вышли из долгов? Тогда какой бы ни была ваша будущая нужда, примите решение в силе Иисуса лучше пострадать от огромного лишения, ожидая помощи от Бога, чем использовать небиблейские методы, такие как взятие денег в долг, покупка вещей в кредит и т.д. Этот путь необходимо испытывать до тех пор, пока вы не насладитесь его результатами». Мюллер, «Автобиография»). Пять отделений этого Института занимались: 1) школами для детей и взрослых для обучения Библии, 2) распространением Библии, 3) миссионерской поддержкой, 4) распространением книг и брошюр и 5) тем, чтобы «приютить и дать одежду, пищу и библейское образование обездоленным детям, у которых умерли оба родителя».

Достижения этих пяти направлений были довольно значительными. Вот отчет Мюллера о проделанной работе на май 1868 г.:

«В различных школах было обучено более шестнадцати тысяч пятисот детей и взрослых, о которых всецело заботился Институт. Со времени основания Института 26 мая 1868 г. было распространено более 44 500 экземпляров Библии и свыше 44 600 Новых Заветов, более 20 000 других небольших частей Святого Писания на разных языках, а также 31 миллион брошюр и книг на нескольких языках. С самого начала Институт финансово поддерживал миссионеров, число которых за последние годы составило 120. Только на это со дня основания Института было потрачено 76 137 фунтов стерлингов. Кроме того, под нашей опекой находилось 2412 сирот и пять больших домов, причем на проживание 2050 сирот было собрано и потрачено более 110 тысяч фунтов. Что касается духовных результатов, то только вечность может открыть их, но даже сейчас тот плод, который мы уже видим, дает нам множество причин для хвалы и благодарения» (Мюллер, «Автобиография»).

Но только одно отделение сделало его известным во всем мире, как во время его жизни, так и сегодня, – служение сиротам. Он построил для них пять больших домов и за свою жизнь опекал 10 024 сироты. Когда он начинал это служение в 1834 г., во всей Англии были обеспечены жильем 3 600 сирот, и вдвое больше детей младше восьми лет содержалось в тюрьмах. Одним из величайших влияний служения Мюллера было то, что он вдохновил на это других людей, так что «через 50 лет после того, как м-р Мюллер начал свой труд, только в Англии было на обеспечении как минимум 100 000 сирот».

Он делал все это, одновременно проповедуя трижды в неделю с 1830 по 1898 гг., что в общей сложности составило как минимум 10 000 раз. И когда ему исполнилось 70, он осуществил мечту жизни, которая заключалась в миссионерском труде, который он совершал на протяжении следующих 17 лет, пока ему не исполнилось 87. Он объездил 42 страны, проповедуя в среднем один раз в день, причем его услышало около трех миллионов человек. В 1880 году (через девять лет после основания Вифлеемской баптистской церкви) он проповедовал девять раз здесь, в Миннеаполисе.

Со времени окончания его поездок в 1892 г. (когда ему исполнилось 87 лет) до своей смерти в марте 1898 г. он проповедовал в своей церкви и трудился в Институте Библейских знаний. В возрасте 92 лет, незадолго до смерти, он написал:

«Более 70-ти лет я был способен трудиться каждый день и весь день напролет, и это было легко для меня».

Он вел молитвенное собрание в своей церкви вечером в среду, 9 марта 1898 года, а на следующий день, в 7 часов утра, в его комнату постучали, так как обычно в это время он пил чай, но ответа не последовало. Он был найден мертвым на полу около своей кровати.

Похороны состоялись в понедельник в Бристоле, где он прослужил 66 лет.

«Десятки тысяч людей собрались на похороны, составив простую процессию; мужчины оставили свои мастерские и офисы, а женщины – свои богатые дома или скромные кухни, чтобы отдать последнюю дань уважения».

Тысяча детей собралась для служения в сиротском приюте № 3. Они «во второй раз потеряли “отца”».

Он прочитал Библию от начала до конца почти 200 раз (По его собственному свидетельству, сто раз ко времени, когда ему исполнился 71 год. Мюллер, «Автобиография»). Он вымолил у Бога миллионы долларов (Можно сказать, что Мюллер собрал около 150 миллионов долларов в переводе на сегодняшние деньги. Благодарность Коти Пинкни за подсчеты с использованием книги Джона Дж. Маккаскера «Сравнение покупательской способности денег в Великобритании с 1264 года по любой другой год, включая нынешнее время», Справочник по истории экономики, 2001 г.). Он делал это исключительно для сирот и никогда ни у кого не просил денег напрямую. За последние 68 лет своего служения он не брал зарплату, но доверял Богу, что Тот положит желание в людские сердца послать ему то, в чем он нуждался. Он никогда не брал деньги в долг:

«Оглядываясь на 31 год существования этого Института, я вижу, что мне удалось не отходить от своих первоначальных принципов, на которых он был основан 5 марта 1834 года для славы Божьей. Все это время я избегал того, чтобы брать деньги в долг, и никогда не бывало так, что заканчивался определенный период времени, а у меня не было денег в руках. Какими бы большими ни были испытания моей веры, я никогда не рассматривал долг как выход из сложившейся ситуации, ибо я рассуждал, что если пришло Божье время для какого-либо расширения, то Он пошлет на это средства, и пока Бог не посылал их, я спокойно ожидал Его времени и не действовал до тех пор, пока не приходило Божье время в полноте» (Мюллер, «Автобиография»).

И ни он, ни сироты никогда не оставались голодными. Экстравагантный пастор и любимец сирот ушел.

Он был женат дважды: на Мэри Гровз, когда ему было 25, и на Сюзане Сангар, когда ему было 66. Мэри родила ему четверых детей. Двое из них были мертворожденными. Его сын Илия умер, когда ему исполнился один год. Его дочь Лидия вышла замуж за Джеймса Райта, который стал преемником Мюллера в качестве руководителя Института. Но она умерла в 1890 году, когда ей исполнилось 57 лет. Пять лет спустя Мюллер потерял свою вторую жену, за три года до своей смерти. Таким образом, он пережил всю свою семью и остался один со своим Спасителем, своей церковью и двумя тысячами детей. Он прожил в браке с Мэри 39 лет, и с Сюзаной – 23 года. Он проповедовал на похоронах Мэри, когда ему было 64 года, и на похоронах Сюзаны, когда ему было 90. То, что он сказал перед лицом этой потери и боли, дает нам ключ к пониманию его жизни.

 

Смерть Мэри и ключ к пониманию его жизни

У нас есть полный текст его проповеди на похоронах Мэри, а также его собственные воспоминания об этой утрате. Чтобы прочувствовать силу его слов, мы должны знать, что они глубоко любили друг друга и наслаждались друг другом, совершая совместный труд:

«Были ли мы счастливы? Несомненно, да. С каждым годом наше счастье возрастало все больше и больше. Каждый раз, когда я неожиданно встречал свою дорогую жену где-либо в Бристоле, это всегда доставляло мне огромную радость. Когда я встречал ее в сиротских приютах, мое сердце наполнялось счастьем. День за днем, когда мы встречались в прихожей, в приютах, чтобы помыть руки перед обедом или чаем, я был счастлив видеть ее; то же самое я чувствовал и с ее стороны. Я говорил ей тысячи раз: «Моя дорогая, с тех пор, как ты стала моей женой, я никогда не перестаю приходить в восторг всякий раз, когда тебя вижу».

Затем был диагноз:

«Когда я услышал заключение м-ра Притчарда, что моя жена заболела ревматической лихорадкой, я не мог не предчувствовать наихудший исход… Мое сердце просто разрывалось на части из-за моих глубоких чувств к ней».

Тот, кто видел ответы от Бога на 10 000 молитв об обеспечении сирот, на этот раз не получил того, о чем просил. Или получил?

В двадцать минут пятого, в день Господень, 6 февраля 1870 года, Мэри умерла:

«Я упал на колени и поблагодарил Бога за ее освобождение и за то, что Он взял ее к Себе, и попросил Господа помочь нам и поддержать нас».

Позже он вспоминал о том, как укреплял себя в это время. Именно здесь мы видим ключ к пониманию его жизни:

«Последнее место Писания, которое я прочитал своей драгоценной жене, было таким: «Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ». Итак, если мы уверовали в Господа Иисуса Христа, мы приняли благодать, и мы являемся участниками благодати, и таким людям Он даст и славу. Я сказал самому себе словами из последней части этого места Писания: «Ходящих в непорочности Он не лишает благ». Сам по себе я жалкий негодный грешник, но я был спасен через кровь Христа, и теперь не живу в грехе, но хожу непорочно в Боге. Поэтому, если для меня это действительно благо, то моя дорогая жена вновь встанет с постели, хоть сейчас она и больна. Бог ее вновь восстановит. Но если она не восстановится, то и это будет для меня благом. Итак, мое сердце находилось в покое. Я был удовлетворен Богом. Все эти размышления, как я уже часто говорил раньше, возникли оттого, что я принимал Слово Божье, как оно есть, веря тому, что оно говорит».

Свою проповедь на похоронах жены Мюллер построил на словах из Псалма 118:68: «Благ и благодетелен Ты». Он начал свою проповедь словами:

«Господь благ и благодетельствует, и все совершается в соответствии с Его благословенным характером. Ничто другое, а только благо, чем Он и есть, может исходить от Него. Если Ему угодно забрать мою драгоценную жену, это будет благо, ведь Он благ. Что я должен делать, являясь Его чадом, так это довольствоваться тем, что делает мой Отец, чтобы я мог прославить Его. Моя душа не только возжелала этого,но по Божьей благодати и достигла этого. Я удовлетворен Богом».

Здесь выражена суть его непоколебимой уверенности и переживаний, которая является ключом к пониманию его замечательной жизни: «Сам по себе я жалкий недостойный грешник». «Я спасен через кровь Христа». «Я не живу в грехе». «Бог суверенен над жизнью и смертью. Если это благо для нее и для меня, она вновь восстановится. Если нет – значит, нет». «Мое сердце находится в покое». «Я удовлетворен Богом». Все это исходит от принятия Бога через Его Слово. Здесь вы видите внутреннего человека Джорджа Мюллера и ключ к его жизни. Слово Божье открывало его грех, являло его Спасителя, показывало Божий суверенитет, описывало Божью благость, перечисляло Божьи обетования, пробуждало его веру и удовлетворяло его душу. «Я доволен Богом».

 

Дар веры в отличие от благодати веры

Итак, был ли получен ответ на его молитвы о Мэри? Чтобы понять, как сам Мюллер ответил бы на этот вопрос, мы должны увидеть то, как он различал сверхъестественный дар веры и более естественную благодать веры. Он постоянно подчеркивал, что у него нет дара веры, когда люди возносили его на пьедестал только потому, что он молился за свои нужды и нужды сирот, и деньги приходили необычными путями:

«Не думай, дорогой читатель, что у меня есть дар веры, то есть такой дар, о котором мы читаем в 1 Коринфянам 12:9 и который упоминается вместе с «дарами исцеления», «чудотворением», «пророчеством», и что в этой сфере я могу полагаться на Господа. Это правда, что та вера, которой мне дано пользоваться, является всецело даром Божьим; это правда, что только Он поддерживает ее, и только Он может умножить ее; это правда, что секунда за секундой я завишу от Него в этом, и что, если бы я на одно лишь мгновение был оставлен на самого себя, моя вера полностью бы упала; но это неправда, что моя вера является тем даром веры, о котором говорится в 1 Коринфянам 12:9».

Причина, по которой он так настойчиво говорит об этом, состоит в том, что вся его жизнь – и особенно то, как он обеспечивал сирот верой и молитвой, не прося о деньгах никого, кроме Бога, – была осознанно спланирована таким образом, чтобы ободрять христиан в том, что на Бога действительно можно полагаться в обеспечении наших нужд. Мы никогда не поймем страсти Джорджа Мюллера по служению сиротам, если не увидим того, что благо для сирот было вторичным по отношению к этому:

«Три главные причины для основания сиротского приюта таковы: 1. Чтобы Бог мог прославиться и получить возможность обеспечить меня необходимыми средствами, чтобы в этом все увидели, что уповать на Бога не тщетно, чтобы через это укреплялась вера Его детей. 2. Духовное благосостояние детей, оставшихся без обоих родителей. 3. Их материальное обеспечение».

Не думайте, что порядок перечисления этих трех целей является случайным. Он подчеркивает это снова и снова в своей автобиографии:

«Сиротские приюты существуют для того, чтобы показать, что Богу можно доверять, и чтобы ободрить верующих верить Божьим словам».

Мюллер глубоко ощущал это как свое призвание. Он говорил, что Бог даровал ему милость «быть способным рассчитывать на Бога на основании Его Слова, полагаясь на него». Его огорчало то, что«так много верующих … были озабочены и подавлены в разуме или предавались чувству вины, и все из-за того, что не доверяли Господу». Эта благодать, на основании которой он должен был доверять Божьим обетованиям, и это огорчение оттого, что многие верующие не доверяли им, характеризовали всю жизнь Мюллера. Это было его самой большой страстью: показать через очевидные доказательства, что Богу можно доверять в жизненных ситуациях и практических вещах. Это было наивысшей целью строительства сиротских домов и их обеспечения через обращение за деньгами к Богу, а не к людям.

«По моему мнению, лучше всего этого можно было добиться через организацию приюта для сирот. Необходимо было что-то такое, что можно было увидеть физическими глазами. Итак, если я, бедный человек, только через молитву и веру получил средства для постройки и содержания сиротского приюта, без того чтобы просить о помощи кого-либо из людей, то это, по Божьему благословению, послужит инструментом для укрепления веры детей Божьих, а также свидетельством для совести необращенных людей о реальности дел Божьих. Все это былоосновной причиной для основания сиротского дома. … Первой и главной целью этого труда было (и остается) то, чтобы Бог возвеличился через тот факт, что сироты при моей опеке обеспечены всем необходимым только лишь через молитву и веру, без того чтобы просить о чем-либо кого-то лично или через своих сотрудников, и чтобы благодаря этому можно было увидеть, что Бог ОСТАЕТСЯ ВЕРНЫМ и ВСЕ ТАК ЖЕ СЛЫШИТ МОЛИТВЫ».

Это было главной страстью и объединяющей целью служения Мюллера: жить и служить таким образом, чтобы жизнь и служение доказывали, что Бог реален, на Него можно положиться, и Он отвечает на молитвы. Он строил сиротские приюты для того, чтобы помочь христианам уповать на Бога. Он повторяет это снова и снова.

Теперь мы видим, почему он настолько непреклонен в том, что его вера – это не дар веры из 1 Коринфянам 12:9, который имеют лишь некоторые люди, а благодать веры, какую должны иметь все христиане:

«Все верующие призваны с детской уверенностью веры возложить все свои бремена на Него, доверять Ему во всем, и не только делать все предметом молитвы, но и ожидать ответов на свои прошения, которые они совершали по Его воле и во имя Господа Иисуса».

Теперь мы готовы увидеть то главное различие, которое он проводил между даром веры и благодатью веры. Цель всей его жизни зиждилась на этом. Если христиане просто скажут: «Мюллер один такой, потому что у него дар веры», тогда все мы не удел, и он больше не является стимулом, свидетельством и вдохновением для нас в том, как нам следует жить. Вот что он говорит:

«Разница между даром и благодатью веры, по моему мнению, заключается в следующем. Имея дар веры, я могу делать что-либо или верить в то, что что-то произойдет, причем если я не буду делать этого или не буду верить в определенное действие, то это не будет грехом. Имея благодать веры, я могу делать что-либо или верить в то, что что-либо произойдет, и эта благодать зиждется на Слове Божьем как на основании, то в этом случае, если я не буду это делать или верить, то это будет грехом. Например, дар веры необходим для того, чтобы верить, что больной человек вновь будет восстановлен, хотя для этого нет человеческих возможностей, так как нет обетования для этого. Благодать веры необходима для того, чтобы верить, что Господь даст мне все необходимое для жизни, если я прежде буду искать Царства Божьего и его правды, так как на это есть обетование (Матфея 6:33)».

Мюллер не думал, что у него есть какое-то библейское основание для уверенности в том, что Бог восстановит Мэри. Он признает, что несколько раз в своей жизни ему было дано «нечто похожее на дар (не благодать) веры, так что я мог просить или искать ответа без оговорок», но в случае с Мэри у него не было этого редкого дара. И поэтому он молился за ее исцеление с оговоркой, а именно: если это будет хорошо для них и для славы Божьей. Но более глубоко он молился, чтобы они были довольны Богом, что бы Он ни сделал. И Бог действительно ответил на его молитву и помог Мюллеру верить в Псалом 83:12. Бог не лишает благ. Бог не лишил его блага, и он был удовлетворен Божьей суверенной волей. Все это, по его словам, «исходит от принятия Бога через Его Слово и веру в то, что Он говорит».

 

Как Мюллер пришел к этому?

Давайте вернемся в прошлое и позволим ему рассказать свою историю – ту существенную часть, которая упускается во всех биографиях, которые я читал о нем.

Его отец был неверующим человеком, и Джордж рос лжецом и вором, по его собственному свидетельству. Его мама умерла, когда ему было 14 лет, и он не пишет о том, произвела ли на него какое-либо впечатление эта смерть, кроме того, что пока она умирала, он «полупьяный» бродил с друзьями по улицам. Он продолжал жить фривольной жизнью, и в 16 лет оказался в тюрьме за воровство. Его отец заплатил за то, чтобы его выпустили, побил его и переехал с ним в другой город (Шюнбек). Мюллер использовал свои академические знания в том, чтобы зарабатывать деньги репетиторством, преподавая латынь, французский и математику. Наконец, его отец послал его в университет Халле изучать богословие и готовиться к церковной практике, так как это давало хорошие перспективы. Ни он, ни Джордж не имели никаких духовных интересов. Из 900 студентов богословия в Халле, как позднее писал Мюллер, возможно, только девять боялись Господа.

Однажды в воскресенье в середине ноября 1825 г., когда Мюллеру было 20 лет, его пригласили на класс по изучению Библии, и по благодати Божьей у него было желание туда пойти:

«Я чувствовал себя так, как будто я нашел то, что искал всю свою жизнь. Я немедленно отправился туда. Они читали Библию, пели, молились и читали вслух напечатанную проповедь». К своему удивлению Мюллер сказал: «Все это произвело на меня глубокое впечатление. Я был счастлив, хотя, если бы меня спросили, почему я был счастлив, я бы не смог дать четкий ответ. Но вне всяких сомнений, в тот вечер (Бог) начал во мне труд благодати … Тот вечер стал поворотным моментом в моей жизни».

Это правда. Но был еще один поворотный момент четыре года спустя, который биографии не открывают для читателя, но который был для Джорджа абсолютно решающим в формировании его представления о Боге и о том, как следует совершить служение.

Решающий поворотный момент: уверенность в суверенной благости Бога

Он приехал в Англию в надежде стать миссионером от Лондонского миссионерского общества. Вскоре он обнаружил, что его теология и убеждения относительно служения стали расходиться с принципами этого миссионерского общества, пока не наступил окончательный разрыв. Через некоторое время произошло важное событие.

Мюллер заболел (благодарение Богу за предусмотренную болезнь!), и летом 1829 года он отправился на выздоровление в город под названием Тейнмаут. Там, в маленькой часовне под названием Эбенейзер, было сделано, по крайней мере, два жизненно важных открытия: драгоценность чтения и размышления над Словом Божьим:

«Ибо когда было угодно Господу в августе 1829 года действительно привести меня к Писанию, моя жизнь и хождение с Богом очень изменились», а также истина о доктринах благодати: «Между июлем 1829 г. и январем 1830 г. я увидел ведущие истины, связанные со вторым пришествием нашего Господа Иисуса; я понял, что Святое Писание является абсолютно достаточным руководством для нашей жизни, а Дух Святой – это наш Учитель; я ясно увидел драгоценные принципы благодати Божьей, в которых я совершенно не был наставлен вот уже четыре года после своего обращения».

На протяжении десяти дней Мюллер жил с неизвестным человеком, который изменил его жизнь навсегда:

«Через этого брата Господь очень сильно благословил меня, за что я буду благодарен Ему всю вечность».

«До этого времени я много противился учению об избрании, особом искуплении и окончательно подаваемой благодати, и это было настолько сильно, что через несколько дней после моего приезда в Тейнмаут я называл «избрание» дьявольским учением … Я ничего не знал об избрании Божьего народа и не верил, что дитя Божье, однажды став таковым, было спасено навсегда … Но теперь я был побуждаем к необходимости исследовать эти драгоценные истины в Слове Божьем».

Он был приведен к осознанию доктрины о благодати – могучий, нацеленный на миссии, завоевание душ и любовь к сиротам Кальвинизм, который сформировал Вильяма Карея, умершего в 1834 г., и который должен был сформировать Чарльза Сперджена, который родился в 1834 г.

«Сделавшись готовым не иметь своей славы в обращении грешников, но считать себя просто инструментом, а также сделавшись готовым принять то, что говорит Писание, я обратился к Слову и начал читать Новый Завет с самого начала, обращая особое внимание на эти истины. К своему великому удивлению, я обнаружил, что тех мест Писания, которые непосредственно говорят об избрании и подаваемой благодати, где-то в четыре раза больше, чем тех, которые возражали этим истинам; и даже эти некоторые через какое-то время, когда я исследовал и понял их, послужили тому, чтобы утвердить меня в первоначальных доктринах. Что касается влияния, которое произвело на меня мое верование, основанное на этих учениях, я могу сказать для Божьей славы, что хотя я все еще чрезвычайно слаб, и еще вовсе не мертв к похотям плоти, похоти очей и гордости житейской, как я бы мог и должен быть, тем не менее, по благодати Божьей, с того времени я стал ближе ходить с Ним. Моя жизнь не отличалась большим разнообразием. Но я могу сказать, что я стал жить гораздо больше для Бога, чем раньше. Таким образом, я говорю, что избирательная любовь Божья во Христе (когда я смог осознать это) часто производила во мне святость вместо того, чтобы вести меня в грех».

Примерно 40 лет спустя, в 1870 г., Мюллер проповедовал молодым верующим о важности того, что произошло с ним в Тейнмауте. Он сказал, что его служение проповедника было бесплодным на протяжении четырех лет с 1825 по 1829 гг. в Германии. Но затем он приехал в Англию и был научен истинам о благодати:

«Через какое-то время я приехал в эту страну, и Богу было угодно показать мне истины о благодати так, как я не видел их раньше. Вначале я возненавидел их: «Если это правда, то я вообще ничего не могу сделать для обращения грешников, так как все зависит от Бога и действия Духа Святого». Но когда Богу было угодно явить мне эти истины, мое сердце было приведено в такое состояние, что я смог сказать: «Я не только просто доволен тем, чтобы быть обычным молотком, топором или пилой в Божьих руках, но я почту за великую честь, если Бог возьмет меня и использует каким-то образом; и если грешники обратятся через меня, то из глубин своей души я воздам Ему всю славу. И Господь даровал мне увидеть плоды в избытке; грешники обращались толпами, и с тех пор Бог использовал меня тем или иным образом в служении Ему».

Это открытие всеобъемлющего суверенитета Божьего стало основанием уверенности Мюллера в Боге, что Он ответит на его молитвы о деньгах. Он перестал брать свою обычную заработную плату:

«С нашего первого приезда в Бристоль мы отказались принимать что-либо в форме обычной зарплаты … Мы поступали так не потому, что считали неправильным, что те, кому служат духовно, должны служить нам материально, но мы отказались от этого добровольно, чтобы эта наша свобода не послужила для братьев камнем преткновения или принуждением». Он отказался просить людей прямо о деньгах: «Мне дарили подарки без того, чтобы я просил кого-либо о чем-либо. Причина того, почему я совершенно воздерживался от прошения о чьей-либо помощи, состоит в том, что в этом случае может быть явно видна рука Божья, и мои верующие братья могут получить ободрение более и более уповать на Него, а те, кто еще не знают Господа, могут иметь новое доказательство того, что молитва к Богу – вещь не тщетная».

Он молился и публиковал свои отчеты о благости Бога и ответы на свои молитвы.

Мюллер шел узкой тропой: с одной стороны, он хотел воздать Богу всю славу за ответы на молитвы об обеспечении всех его нужд, поэтому он не просил людей о помощи. Но с другой стороны, он хотел, чтобы эти Божьи дела были известны с тем, чтобы христиане получили ободрение уповать на Бога в получении ответов на молитву. Но в самой публикации о делах Божьих он писал о том, как сильно он зависит от щедрости Божьего народа, и, таким образом, человеческими средствами мотивировал их к даянию.

Эти ежегодные отчеты циркулировали по всему миру, и они, несомненно, произвели огромное влияние на желание людей давать на труд для сирот:

«Я не хочу сказать, что Бог не использует эти собщения как средство для нашего обеспечения. Они написаны для того, чтобы я через это давал отчет о своем управлении, но особенным образом, чтобы через эти напечатанные отчеты о проделанной работе могла быть достигнута главная цель нашего Института, которая заключается в том, чтобы предоставить еще одно публичное свидетельство неверующему миру, что в эти последние дни Живой Бог все еще остается Живым Богом, Который слышит молитвы Своих детей и помогает тем, кто уповает на Него; и чтобы верующие также получили пользу и были вдохновлены уповать на Бога во всем, что им может понадобиться, чтобы это возбудило их решать с Богом в огромной простоте все то, что связано с их теперешним положением и обстоятельствами; короче говоря, чтобы дети Божьи были приведены к практическому использованию Святого Писания как Слова Живого Бога. Хотя это является главными причинами для опубликования этих отчетов, мы не сомневаемся в том, что Господь снова и снова использует их в качестве инструмента для побуждения людей помогать нам своими средствами». Мюллер знал, что Бог использует средства. Кстати, он любил говорить: «Трудись изо всех сил, но не полагайся ни на грамм своего труда. Это один из великих секретов успешного служения для Господа: трудиться так, как будто все зависит от нашего усердия, и вместе с тем не полагаться ни на одно из наших достижений, а только на благословение Господне. Говори также от имени Господа, как будто все зависит от твоих усилий, и вместе с тем не полагайся на них, а на Господа, Кто Один может сделать твои усилия эффективными».

Но он также подчеркивал то, что его упование возлагалось только на Бога, а не на его усилия и публикуемые отчеты. Эти средства не могут являться причиной тех выдающихся ответов, которые он получал.

Вера Мюллера в то, что он получит ответы на свои молитвы о деньгах, коренилась в суверенности Бога. Когда наступал кризис и не хватало средств, чтобы оплачивать счета, Джордж обычно говорил:

«Как придут средства, я не знаю; но я знаю, что Бог может все, и что сердца всех находятся в Его руке, и что, если Ему будет угодно повлиять на людей, они пошлют нам помощь». Это является корнем его уверенности: «Бог может все, сердца всех людей – в Его руках, и когда Богу будет угодно повлиять на их сердца, они дадут пожертвования … Вряд ли есть такая страна, откуда я не получал бы пожертвований; но все они приходили без нашей на то просьбы, часто анонимно, по большей части от абсолютных незнакомцев, которые были побуждаемы Богом в ответ на наши молитвы помочь в нашем труде, который был начат и продолжается только в зависимости от Живого Бога, в Чьих руках находятся сердца всех людей … Наш Небесный Отец распоряжается сердцами всех людей, и мы отдаем себя, чтобы молиться Ему, и Он, в ответ на наши молитвы, возлагает нужды, возникающие в процессе нашего труда, на сердца Своих слуг … Нам не следует уповать на наши отчеты и ожидать, что они принесут нам что-то, но нам необходимо уповать на Живого Бога, Который держит в Своих руках сердца всех людей, и Кому принадлежит все золото и серебро».

Он познал и полюбил этот абсолютный суверенитет Бога в контексте учения о благодати, поэтому он дорожил этим как суверенной благостью:

«Помните также, что Бог наслаждается тем, что благословляет, но в основном это происходит в результате ревностной молитвы веры».

Это давало ему возможность сохранять в своем сердце мир, который превосходил человеческое понимание, среди огромных стрессов и даже трагедий.

«Господь никогда не возлагает на нас больше для нашего наказания или смирения, – говорил он, – чем то необходимое для состояния нашего сердца; поэтому, когда Он поражает одной рукой, Он поддерживает другой рукой».

Перед лицом тяжелых обстоятельств он говорил:

«Я склоняюсь, я удовлетворен волей своего Небесного Отца. Через совершенное подчинение я ищу Его святую волю, чтобы прославить Его, я непрестанно целую ту руку, которая поражает меня для моего же блага».

Когда обстоятельства складывались так, что Джордж должен был вот-вот потерять ту часть земли, которую он хотел приобрести для постройки следующего детского приюта, он сказал:

«Если Господь забирает у меня эту часть земли, то это происходит только с той целью, чтобы дать мне что-то еще лучшее; так как наш Небесный Отец никогда не забирает у Своих детей какие-то земные вещи, кроме тех случаев, когда Он намеревается дать им вместо этого что-то лучшее. Вот что я подразумеваю под уверенностью в Божьей суверенной благости».

Это корень веры и служения Мюллера.

 

Аромат кальвинизма Мюллера: удовлетворение и радостное самоотречение

В кальвинизме Мюллера присутствовал такой аромат, который отличался от многих стереотипов. В его понимании суверенная благость Бога служила, прежде всего, для удовлетворения души. И тогда удовлетворенная душа была свободна, чтобы жертвовать, жить жизнью простоты, риска, самоотречения и любви. Но все это проистекало из такой души, которая сама была уже удовлетворена благодатным, суверенным Богом. Мюллер делает на этом самое большое ударение из всех тех, кого я когда-либо слышал или читал. Он не стыдится звучать чуть ли не по-детски просто:

«По моему рассуждению, самое важное, на что следует обратить внимание, звучит так: превыше всего прочего наблюдай за тем, чтобы твоя душа была счастлива в Господе. На тебя могут давить самые разные вещи, все твое внимание может быть поглощено Господним трудом, но я намеренно повторяю: самое главное и самое важное, чего тебе следует искать, так это того, чтобы твоя душа воистину была счастлива в Самом Боге! День за днем старайся сделать так, чтобы это стало самым главным делом в твоей жизни. За последние 35 лет это было моим твердым и неизменным условием. Первые четыре года после моего обращения я не знал о том, какое огромное значение имеет эта сторона, но сегодня, имея обширный опыт, я специально обращаю на этот момент внимание своих более молодых братьев и сестер во Христе: секрет всякого воистину эффективного служения – это радость в Боге, личное переживание знакомства и дружбы с Самим Богом. … Более чем когда-либо, я вижу, что самым важным и первостепенным делом, которым я должен заниматься ежедневно, является то, чтобы сохранять свою душу счастливой в Господе. Первое, о чем мне следует заботиться, – это не то, как много я могу послужить Господу, насколько я могу прославить Его, но то, как я могу привести свою душу в счастливое состояние, и как мой внутренний человек может получить питание».

Почему это является «самым важным и самым главным»? Почему ежедневное наслаждение в Боге имеет такое «огромное и первостепенное значение»? Один из ответов, которые дает Джордж, звучит так: это прославляет Бога. После рассказа об одной из болезней своей жены, когда он чуть не потерял ее, он говорит:

«Я … настаивал на этом все время, чтобы показать, насколько важно быть довольным волей Божьей, и не только ради прославления Господа, но и, в конце концов, чтобы наилучшим путем получить то, чего желает наше сердце».

Быть удовлетворенным в Боге является «самым важным и самым главным», потому что это прославляет Бога. Это показывает, что Бог удовлетворяет нас славным образом.

Но есть еще один ответ, а именно: счастье в Боге – это единственный источник долгосрочного и почитающего Бога самоотречения, жертвенности и любви. Относительно изменений в стиле жизни и простоты он говорит:

«Мы должны начинать что-либо правильным образом, т.е. нацелившись на правильное состояние сердца: начинай внутренне, а не внешне. Если сделать наоборот, то это дело не устоит. Мы будем оглядываться назад и можем попасть в еще худшее состояние, чем были до этого. Но как все изменяется, когда радость в Боге ведет нас к какому-либо маленькому поступку самоотречения! Как радостно тогда мы это делаем!»

«Радостное самоотречение» является ароматом кальвинизма Мюллера. Как такое может быть? Он отвечает:

«Самоотречение – это не столько лишение, сколько отсрочка: мы жертвуем сегодняшним благом ради будущего и более великого блага».

Таким образом, счастье в Боге«чрезвычайно важно», так как оно является ключом к той любви, которая рискует и жертвует собой:

«Все, что ни делается … путем самоотречения, самопожертвования или мертвости к миру, должно быть результатом той радости, которую мы имеем в Боге».

Однажды Джорджа Мюллера посетила богатая женщина, чтобы обсудить с ним ее возможный дар Институту. Он не просил ее о деньгах. Но когда она ушла, он попросил это у Бога. И то, как он поступил, показывает его понимание того, как действует человеческое сердце:

«После того, как она ушла, я попросил Господа, чтобы Ему было угодно сделать эту сестру настолько счастливой в Нем и помочь ей осознать ее истинное богатство и наследие в Господе, а также в реальности ее небесного призвания, чтобы она, убежденная любовью Христа, с радостью положила 500 (фунтов) у Его ног».

 

Как мы получаем и сохраняем свое счастье в Боге?

Если счастье в Боге является «самым важным и самым главным», так как это источник жертвенной любви, почитающей Бога, то встает вопрос: как нам получить и сохранить его?

Каким же образом мы можем получить это пребывающее счастье души? Как нам научиться наслаждаться Богом? Как обрести такое удовлетворенное состояние души в Нем, которое даст нам силу отпустить все мирское как пустое и бесполезное по сравнению с небесным? Я отвечу: это счастье обретается путем изучения Священного Писания. В нем Бог явил Себя в лице Иисуса Христа.

Счастье в Боге приходит от созерцания Бога, явленного нам в лице Иисуса Христа через Библию:

«С помощью Писания … мы знакомимся с характером Бога. Наши глаза открываются Божественным путем, чтобы видеть, какой прекрасной Личностью является Бог! И этот благой, добрый, любящий Небесный Отец является нашим уделом и во времени, и в вечности». Знание Бога – это ключ к счастью в Боге: «Чем больше мы знаем о Боге, тем мы счастливее … Когда мы немного познакомились с Богом … наше истинное счастье … началось; и чем больше мы узнаем Его, тем более действительно счастливыми мы становимся. Что сделает нас необычайно счастливыми на небе? Это будет более полное познание Бога».

Итак, самым решающим средством в борьбе за радость в Боге является погружение в Писание, где мы видим Бога во Христе наиболее ясно. Когда Джорджу Мюллеру был 71 год, он сказал молодым верующим:

«А теперь в братской любви и радушии я хочу дать моим молодым собратьям в вере несколько советов относительно того, как поддерживать свою духовную свежесть и радость. Абсолютно необходимо, чтобы счастье в Господе могло продолжаться, регулярно читать Писание. Это Богом назначенное средство питания нашего внутреннего человека … Вникайте в него и размышляйте над ним … Особенно важно, чтобы мы регулярно и последовательно прочитывали всю Библию и не выбирали то тут, то там по одной главе. Если мы будем так поступать, то останемся духовными карликами. Я говорю вам это с огромной любовью к вам. Первые четыре года после моего обращения у меня не было никакого прогресса, потому что я пренебрегал Библией. Но когда я начал регулярно прочитывать все Писание, соотнося его со своим сердцем и душой, я стал быстро прогрессировать. Тогда мой мир и моя радость стали постоянными. Я делаю это вот уже 47 лет. Я прочитал Библию целиком около 100 раз, и я всегда нахожу ее свежей, когда начинаю читать снова. Так мой мир и моя радость с каждым разом все больше и больше увеличивались».

Ему был 71 год, и он еще прожил в таком стиле постоянного чтения 21 год. Но он никогда не менял свою стратегию удовлетворения в Боге. Когда ему было 76, он написал то же самое, что и тогда, когда ему было 60:

«Я увидел более ясно, чем когда-либо, что самое главное и важное дело, которым я должен заниматься каждый день, состояло в том, чтобы моя душа была счастлива в Господе». И средства достижения этого оставались теми же: «Я увидел, что мне необходимо было отдать себя чтению Слова Божьего и размышлению над ним … Что является пищей для внутреннего человека? Не молитва, но Слово Божье; и … не простое чтение Слова Божьего, так чтобы оно лишь проходило через наш разум, как вода протекает через трубу, но вникание в то, что мы читаем, раздумывание о нем и применение к собственному сердцу».

Вспомните, что говорил Мюллер об удовлетворении своей души перед смертью его жены Мэри:

«Мое сердце находилось в покое. Я был удовлетворен Богом. И все это проистекает, как я часто говорил раньше, из того, чтобы воспринимать Бога через Его Слово, веря тому, что Он говорит».

Целью жизни Джорджа Мюллера было то, чтобы прославлять Бога, помогая людям воспринимать Бога через Его Слово:

«Я не служил суровому Господину, и именно это я очень хочу показать. Главной целью моих сочинений является то, чтобы через них мои возлюбленные собратья-пилигримы, которые будут читать эту хвалу имени Господа, были ободрены к тому, чтобы уповать на Него».

С этой целью он пропитывал свою душу Словом Божьим. В одном из разговоров он сказал, что читает Библию в пять или десять раз чаще, чем любую другую книгу. Его целью было увидеть Бога в Иисусе Христе, распятом и воскресшем из мертвых, чтобы он смог сохранять счастье своей души в Боге. Через это глубокое удовлетворение в Боге Джордж Мюллер был освобожден от страхов и похотей этого мира. И в этой свободе любви он избрал такую стратегию служения и такой стиль жизни, которые отражали реальность и красоту Бога, Которому можно доверять. По его собственным словам, его жизнь стала «видимым доказательством неизменной верности Господа».

Этот чрезвычайный стиль жизни поддерживался его глубоким убеждением в том, что Бог суверенно руководит человеческим сердцем и может повернуть его, куда захочет, в ответ на молитву; и что Бог суверенен над жизнью и смертью; и что Бог добр в Своей суверенности и не удерживает никакого блага от ходящих перед Ним непорочно. Он непрестанно укреплял себя во время последней болезни его жены словами из гимна:

Лучшие благословения уготованы для нас,

Одна лишь благость ожидает нас.

И в славу Свою Он нас проведет,

Надежно любовь Его нас туда понесет!

 

Увещевание и призыв от Джорджа Мюллера

Я предоставляю ему заключительное слово увещевания и призыва к нам, чтобы присоединиться к нему на пути радикальной и радостной веры:

«Мой дорогой читатель-христианин, не попробуешь ли и ты идти этим путем? Не познаешь ли ты для себя … драгоценность и счастье этого пути возложения всех своих забот и всякого бремени на Бога? Этот путь настолько же открыт для тебя, как и для меня … Все приглашены и призваны уповать на Господа, доверять Ему всем своим сердцем, возлагать на Него все свои заботы и взывать к Нему в трудные дни. Не сделаешь ли ты этого, мой дорогой брат во Христе? Я очень хочу, чтобы ты сделал это. Как бы мне хотелось, чтобы ты мог вкусить сладость такого состояния сердца, при котором, будучи окруженным трудностями и нуждами, ты смог бы все равно оставаться в мире, так как ты знаешь, что Живой Бог, твой Небесный Отец заботится о тебе».

 

Автор статьи Джон Пайпер

Источник

 

Таня Мацаева
macaevate@gmail.com
No Comments

Sorry, the comment form is closed at this time.